СУДЬБЫ РОССИИ. КИНЕМАТОГРАФ
И ТЕЛЕВИДЕНИЕ 1988-2011...

Вы увидете фильм и встретитесь с нашими героями: архимандрит Тихон (Шевкунов) Борис Костенко

наместником
Сретенского монастыря
архимандритом

ТИХОНОМ (Шевкуновым)

и генеральным директором
телеканала "СПАС"

БОРИСОМ ИГОРЕВИЧЕМ
КОСТЕНКО

Фотогалерея прошедшего вечера


Архимандрит Тихон (Шевкунов). Путь

Борис Костенко

Архимандрит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов) родился 2 июля 1958 года в Москве.

Выпускник сценарного факультета ВГИКа, по окончании которого принял Святое Крещение и уехал в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Духовник монастыря отец Иоанн (Крестьянкин) оказал на Георгия решающее влияние, став его Духовным отцом. В 1986 году послушник Георгий переведён в Издательский отдел Московской Патриархии для подготовки празднования 1000-летия Крещения Руси. Главным консультантом и автором сценариев лучших фильмов о Духовной истории нашей Родины, первыми вышедших на экраны атеистической страны, и стал послушник Георгий Шевкунов. Первым в стране переиздал «Патерик» и другие святоотеческие книги.

В этот же период послушник Георгий публикует одну за другой статьи, каждая из которых – событие в Духовной жизни страны («Не участвуйте в делах тьмы», «Церковь и государство» и многие другие)

2 июля 1991 года пострижен в Донском монастыре в честь святителя Патриарха Московского и Всея Руси Тихона, в обретении мощей которого суждено было принять участие отцу Тихону. В 1993 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексiя II назначен настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря, в тот период располагавшегося в бывшем Сретенском монастыре. Здесь же до прихода отца Тихона было гнездо новообновленцев во главе с Г. Кочетковым. В 1995 году трудами Святейшего Патриарха Алексiя и отца Тихона Сретенский монастырь был возстановлен. С первых же дней своего существования монастырь осуществлял громадную просветительскую работу, увенчавшуюся Высшим Духовным учреждением, крупнейшим в стране православным издательством и замечательным хором, известным сегодня во всём мире. В Рязанской области монастырю удалось в самые трудные голы возстановить разорённый колхоз. Братия монастыря окормляет детский дом, военный госпиталь. В 1995 году отец Тихон рукоположен во игумена, в 1997 рукополагается в архимандрита, становится Духовником Сретенского монастыря и одновременно ректором созданной им Сретенской семинарии (Высшего Духовного училища).

С 1998 по2001 год отец Тихон неоднократно выезжал в Чечню. С 1999 года академик РАЕН. Вместе с великим русским писателем Валентином Григорьевичем Распутиным возглавил Церковный общественный совет по защите населения от алкогольной угрозы. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым введён в Президентский совет по культуре. Автор выдающегося фильма «Гибель Империи». Безценен вклад Архимандрита Тихона в дело возсоединения Русской и Зарубежной Церквей.


Костенко Борис Игоревич. Путь

Борис Костенко

Родился 14 сентября 1960 года.

Телевизионный журналист, теледокументалист, продюсер. Начал свой путь в профессии в 1986 году после окончания международного отделения Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

В программе «Время» прошёл путь от редактора отдела международной информации до обозревателя-ведущего вечернего выпуска программы, а в качестве комментатора и специального корреспондента готовил для программ "Время", "Семь дней", "Итоги" передачи и репортажи: из "горячих точек" (Нагорного Карабаха, Приднестровья, Сербии, Боснии), а также из Соединённых Штатов, Великобритании, Японии, Испании, Франции, Швейцарии, Германии, Австрии, Финляндии.

Особо значимый период творческого становления – участие в качестве соавтора совместно с Алексеем Денисовым авторскую ежемесячную программу в рамках телевизионного цикла "Русскiй мiръ" (1993 – 1997). За четыре года в эфир Первого канала (ОРТ) вышло 45 выпусков этого цикла. По данным агентства Comcon "Русскiй мiръ" - лучшая телепрограмма 1997 года по разделу «общественнно-политическое вещание».

Автор около 30 документальных фильмов в том числе: "Кому нужна эта война? Приднестровский дневник." (1992); "Остров Сербия" (1993); "Трагедия в монастыре Оптина пустынь" (1993); "Севастополь" (1993); "На земле Святого Саввы". (1994); "Черногория" (1995); "Цусима" (1995); "Возвращение. Философ Иван Ильин." (Совместно с А.Денисовым, (1995); "Почаевская лавра" (1996); - "Босния и Герцеговина" (1996); "Брестская крепость" (1996); "Сергей Бондарчук" (1996); "Белый ангел Москвы" (2008-10) три серии. Автор и продюсер нескольких полномасштабных прямых трансляций праздничных богослужений и, в частности, Пасхального богослужения из Марфо-Мариинской обители и храма Марии Магдалины в Гефсимании (Иерусалим) на телеканале «ТВ Центр» (премия «ТЭФИ-2008» по номинации «Режиссёр телевизионной программы»).

Новый проект 2011 года - автор и продюсер прямой трансляции Рождественского богослужения из храма Иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке на телеканале «ТВ Центр».

С 2007-го года – ведущий телевизионного цикла «Час истины» на телеканале «365» («Первый исторический канал»). К декабрю 2010 года в эфир вышло 175 выпусков и все они посвящены вопросам истории России.

В настоящее время - Генеральный продюсер телеканала «СПАС», уникального телевизионного проекта, призванного популяризировать православный опыт жизни, по возможности, раскрывать для светской аудитории такое многомерное понятие как «Русская православная цивилизация».


Выдающийся Русский режиссёр Вадим Петрович Виноградов о киноискусстве...

Вопрос:
Нужно ли создавать сугубо православное кино?

Ответ:
Сугубо православное! - слово найдено

Как важно найти слово! Когда героиня пьесы А.Н. Островского «находит слово», то есть, когда «найденное слово» помогает ей увидеть правду, у нее появляется та свобода, когда ей становится не страшно идти даже и под пулю. В результате найденного слова бесприданница в конце пьесы превращается в героиню, побеждающую страх. А сколько благ обещал Господь наш Иисус Христос побеждающему! И особенно, побеждающему страх.

Так, может быть, слово «побеждающий страх» сделать нам «найденным словом»? Но «побеждающий страх» - это для большой писанины, сегодня для нас пусть найденным словом будет - сугубое православие, применительно к режиссуре духовного фильма. Итак, только сугубо православное, потому что заземленным, бездуховным целиком заполнена вся жизнь человека ХХI-ого века, подпёртая всем безбожным его искусством. Но к этому нашему сугубому подобраться не просто, чтобы было ясно, что же понимать под словом сугубое православие, да ещё применительно к режиссуре.

Поэтому придётся сделать ещё одно отступление. Великая русская актриса, Фаина Раневская, оставила после себя не только множество незабываемых образов, созданных ею в театре и в кино, но и порядочное количество «найденных слов». Например: «Против кого будем дружить?» - это её. А когда в последнем интервью с ней её спросили: «Чем вы сейчас занимаетесь?», имея ввиду её творческие планы, она ответила: «Симулирую здоровье». Это был её стиль - она всегда резала «правду матку», всегда неожиданную, но всегда глубокую. В этом же интервью ей задали и этот вопрос, ради ответа её на который мы и затеяли это отступление от темы. Её спросили: «Вы работали со многими выдающимися режиссёрами. Кто ваш любимый режиссёр?» Последовал моментальный ответ: «Пушкин!»

И это был великий ответ. Потому что и режиссура православного кино - это не только мастерство в профессии, это не только глубина мышления, это не только талант, а это одновременно и то, и другое, и третье. А это - Пушкин. Поэтому и в нашем случае, в случае разговора о сугубом православии и режиссуре, кого мы выберем для проведения нашего мастер класса? Ну, конечно же, только Феодора Михайловича Достоевского. Проникновение в его форму подачи «великих мыслей» для режиссёра православного кино будет ни с чем не сравнимой школой, потому что и само наше кино только тогда сугубо православное, когда оно несёт великую мысль. Но несёт её, проникая в сердца, а не ограничивается хождением по экрану на фоне величественных храмов вещающих о великой мысли популярных актёров наших, очень сочувствующих православию, но на деле же чрезвычайно далёких от него.

Как начиналось наше православное кино? Оно начиналось в 1986 году двумя фильмами: фильмом продюсера Кухинки «Бог в России» и фильмом режиссёра Дьяконова «Храм». На экране, наконец, появились кадры из церковной жизни, ранее считавшиеся не достойными его. В этих двух фильмах само собой отразились те два направления православного кино, которые и сегодня присутствуют в наших фильмах. Первый фильм, да, и большая часть второго, представили зрителю внешнюю красоту православия: его пышные службы, несравненную архитектуру его храмов, неповторимое церковное пение, на просмотре этих фильмов люди впервые после многих лет услышали колокольный звон, призывающий в храм, увидели Рублёва, останавливающего мгновение... И все это можно было бы назвать сугубым православием. К тому же и фильм назывался ни как-нибудь, а «Бог в России»! И все вдруг поняли, вот почему Русская земля и её киевский князь Владимир приняли православную веру, а не какую то иную. Ведь не случайно послы князя Владимира, вернувшись от греков, рассказали: «Не знали, на небе или на земле мы; ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом...». Эти послы князя Владимира были на Руси первыми свидетелями Православия. И вот, спустя 1000-у лет, фильмы «Бог в России» и «Храм» явились новым свидетельством Правос-лавия. И наши шестидесятники, о Православии знавшие понаслышке, увидев на экране эту красоту, и будучи людьми эрудированными (не зная, что такое Православие, про послов то князя Владимира они знали наверняка) возвестили, что де этот-то внешний блеск и поразил послов великого князя. И стала укрепляться в оторванном от православной культуры советском человеке мысль, что да, православие - оно во внешней красоте, а значит и красивые яйца на Пасху, и таящие во рту куличи и пасха, пожалуй, самое главное во вновь обретаемой вере.

Но в фильме «Храм» был один кадр, не эпизод, а именно кадр, который приковал к себе зрителя, неосознанно открывая им причину того, почему послы князя Владимира, восхитившись греческой службой, не знали, как и рассказать о ней. И длился то этот кадр, всего то, наверное, секунд 30. У стола, на котором стоял самовар, сидел протоиерей отец Николай Гурьянов. Он смотрел на зрителя своим ясным, чистым, детским взглядом. И, вдруг, сказал ласково, тихо, не торопливо и убедительно: У нас всё есть: молитва, хлеб, работа. Больше он не знал, что сказать, сидя перед непонятной ему камерой и осветительными приборами, направленными на него. Несколько секунд он продолжал просто смотреть своим открытым взглядом, лишенным всякого лукавства, видимо, на стоящих перед ним людей: режиссёра, оператора, осветителей, а, может быть, и разных ассистентов, и администраторов, которые всегда лезут на съёмочную площадку полюбопытствовать. И вот снова неожиданно он взял стоящую перед ним чашку чая и, протягивая её, возможно, беседующему с ним, произнёс: Выпейте чайку! Ещё несколько секунд его любящий взгляд оставался на экране, и всё… Начался новый эпизод фильма с куполами, крестами, восстанавливаемыми храмами и проч., и проч., что тут же после просмотра и испарялось из головы, как сон, как утренний туман, а это 30-ти секундное пребывания с невиданным доселе носителем любви, которого никому из сидящих в зрительном зале, не приходилось никогда встречать в своей жизни, оставалось в сердце на всю жизнь. Так стало ясно, что через документальное кино можно соприкоснуться с другим, неведомым миром, миром благодати, с которым то и соприкоснулись в свое время послы князя Владимира, оказавшись в греческом храме и не знавшие, как рассказать об этом, то есть… о благодати. И послы, и фильм «Храм», через 30-ти секундный кадр, свидетельствовали об истинном Православия!

Так, заявлено было и второе направление в православном кино: возможность представления на экране внутреннее вместо внешнего и духа вместо обряда. Не это ли и есть, сугубое Православие?

Сразу возникнет вопрос: что же снимать только прекрасные мгновенья, когда в кадре старец? Да, где же старцев то столько набрать, чтобы хватило их на всё изобилие наших духовных фильмов?

Вот тут то в пору и прибегнуть к режиссуре Феодора Михайловича Достоевского, нашего и пророка, и философа, и мученика, и поэта. И сразу напомнить его исповедание, которое он вложил в уста своего любимого положительного героя Ивана Шатова: Если бы математически доказали, что истина вне Христа, то лучше бы остаться с Христом, чем с истиной. Феодор Михайлович исповедник Христа! Не христианства, как учения, а, именно, самого Христа, учившего: Научитеся от Меня, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашимъ. Поиску путей к обретению Христовой кротости и смирения и отданы были все силы Достоевского через его личное мученичество и через мученичество его героев.

- Ну, и при чем же здесь режиссура?

А притом, что режиссура неотделима в духовных фильмах от духа. Это означает, что не достаточно потрясший создателя фильма стих из Святого Писания лишь произнести на любом изображении. Надобно крепко потрудиться, чтобы не только найти более-менее подходящее изображение для великой фразы, но и подготовить её появление. Да, именно, появление её в фильме, а не просто проговаривания, да ещё в прогулочном варианте после команды режиссёра: "Ведущий, пошёл!" Вот этому то, со взглядом на искусство, как это было у Раневской, и можем мы поучиться у Ф.М.Достоевского.

Когда эти фильмы показываются в канозалах, стоит встать на выходе и прислушаться к репликам выходящих после просмотра зрителей. И сразу станет ясно, для кого создан был только что показанный фильм. Так, например, после просмотра фильма о войне, как о духовной победе, одна зрительница говорит другой: «А у меня ещё сын не крещён!» То есть, фильм, в котором о крещении то не было ни слова, у зрителя, при переносе на себя исповедания Христа, которым был пронизан фильм, вызывает желание совершить свой, первый, может быть, и маленький, но духовный подвиг.

Опыт жизни православных фильмов также показал, что они с радостью принимаются и многими священниками. Для них такой фильм часто становится как бы учебным пособием в их пастырском служении. Да, и сами они, как признавались неоднократно, лично получают от таких картин пользу в укреплении и своей веры. Так что, весь вопрос для кого? - сводится только к одному, к созданию сугубо православного фильма. То есть, фильма исповедующего Христа, в котором внутреннего больше внешнего, в котором запечатлен духъ, а не обряд.

И тут, хочется рассказать об одном режиссере, заслуженном деятеле искусств и лауреате многих премий, документальные фильмы которого показывали в кинотеатрах наряду с художественными, так велика была их притягательная сила. А успех его фильмов в частности определялся тем, что его талант во главу своей работы ставил зрелищность. Для него главным было обзавестись выразительными кадрами на выбранную им же тему. Потом с большой скрупулезностью их монтировать, многие эпизоды под музыку. И только после этого он приступал к написанию дикторского текста, держа его в рамках смонтированной и часто уже озвученной музыкой конструкции. Вспомнили же мы сего заслуженного деятеля и лауреата потому, что он с высоты своей успешной кинематографической жизни, можно сказать, неприлично и даже унизительно смеялся над теми режиссерами, которые к тексту, утвержденного режиссёрского сценария относились «свято». Снимали, например, план такой длины, которая бы закрывала по времени текст снимаемого кадра. «Закрывать текст изображением!» - гомерический хохот лауреата.

Но вот, судьба подвела сего заслуженного деятеля к фильмам на тему духовную. И смешки его над закрывающими текст изображением прекратились. Ибо он сам вынужден был для большей выразительности своих фильмов изменить так свою технологию, чтобы у нее в начале стало слово. Не внешнее паче внутреннего, и не обряд больше духа, а все наоборот стало кредом этого лауреата, как только приступил он к фильмам духовным. Но и зрелищность не утратили его фильмы, потому что, хотя он и стал «закрывать текст изображением», школа тщательного подбора кадра не позволяла закрывать текст абы чем. И на съёмки, и на подбор кадров уходило столько же сил, как и раньше. Но всё же вначале стало слово. Не об этом ли повествуют наброски и планы Ф.М.Достоевского?

Окунувшись в технологию, пусть и такую, где в начале находится слово, как бы не скатиться на второстепенное. Что же главное? А главное, наверное, в ответе на вопрос, который нам задали: «Какую цель ставят перед собой режиссеры, сценаристы, операторы, создавая духовные картины?»

Каждый ставит, естественно, свою цель. Кто-то видит себя участником свидетельства Православия, кто-то хочет своим фильмом внести вклад в проповедь, ни какого-нибудь, а непременно всемирного покаяния, а кто-то, возможно, даже подспудно ориентируется и на завоевание приза на фестивале и т. д. Но вопрос о цели создателей духовных фильмов предполагает, видимо, ответ, раскрывающий цель, как тот единственный ориентир, который приводит к максимальному результату, естественно, способного режиссера, подвизающегося на духовной тематике.

А чтобы найти такой ответ совершенно необходимо ответить на другой вопрос: чем является для режиссёра, сам фильм, создаваемый им? Средством для заработка? Получением удовольствия от захватывающей работы режиссера кино, да ещё по церковной тематике? Или, как упоминали, средством православной проповеди внешнему миру, что уж совсем печально из-за явного намека на прелесть?

Чем является духовное творение для его создателя, невольно поделились сами художники наши. Возьмём одного из них, близкого нам по «ремеслу» - Ивана Сергеевича Шмелёва. Вот, герой его, иконописец, завершил работу: «Кончена работа, - сказал он. И стало ему грустно». И другую работу окончил художник и сказал опять: «Вот, кончена моя работа… И ему стало больно». Из этого состояния, возникающего у художника по окончании работы, ясно видно, что труд его связан с его душей теснейшим образом.

Всякая творческая работа позволяет познать истинный источник вдохновения. Работа режиссёра, сердце коего лежит к духовному, это, как перст апостола Фомы, через который он сам обретает веру. Сугубо православный фильм позволяет его создателю провозгласить: Без Тебя я не могу делать ничесоже. Но не всякий творец способен ощутить это и приписать не себе «свой» труд, а Творцу, как это открыл для нас А. С. Пушкин: И пробуждается поэзия во мне... и мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие на встречу им бегут, и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут.

Так и наше православное кино - оно для нас, как тот перст, через который мы обретаем веру, и ею делимся с другими. Отсюда и цель режиссера духовного фильма – спасаться!... и фильмы приложатся нам.

Вадим Виноградов