ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Архимандрит Петр (Кучер)
С праздником, дорогие братья и сестры!
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Мы совершаем величайший праздник - день Святой Троицы. Чтобы лучше понять смысл сегодняшнего праздника, надо посмотреть вокруг: на ожившую природу, сочные листья, прекрасные цветы - все в зелени, а зеленый цвет прообразует жизнь. Как после зимы, после спячки, этой временной смерти, оживает природа, так оживут и те, кто верует во Христа Бога, Виновника нашего спасения, как оживает трава к лету, так и мы к Небесному лету оживем, так же зазеленеем. Чем? Верой и благодатью Духа Святаго, если у нас будет удобренная почва.
Сегодня, можно сказать, уже закончился церковный Богослужебный год. Исполнился Промысл Божий в этом Богослужебном цикле по спасению рода человеческого: родилась Пресвятая Богородица, Ее отдали на служение Богу, вы вдумайтесь: свв. Иоаким и Анна посвятили Господу свою единственную дочь в трехлетнем возрасте! Дальше родился наш Спаситель - Господь Иисус Христос, крестился от св. Иоанна во Иордане, возрос, достиг библейского мистического совершеннолетия - 30-летнего возраста и тогда вышел на проповедь о спасении, о Царстве Божием! Он был послан Отцом, чтобы сделать коррекцию падшего рода человеческого, исправить жизнь земного человека, повернуть ее на небесный лад, т.е. переключить, перестроить наше бытие. Можно с полным основанием сказать, что 2000 лет назад произошла духовная перестройка!
Господь перестроил образ жизни людей с бесовского, языческого на Божественный, христианский, т.е. сделал так, чтобы они повернули свои сердечные очи к небу, туда устремили свою волю, надежду и взор. Господь снова, выражаясь человеческим языком, открыл нам духовную Америку, т.е. Небо, Царствие Божие, забытое родом человеческим после своего грехопадения. Пострадал. Воскрес. Вознесся. При Вознесении Господь сказал: «И се, Аз послю обетование Отца Моего на вы; вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше» (Лк. 24; 49), т.е. Спаситель повелел ученикам не отлучаться из Иерусалима и ожидать обещанного от Отца сошествия Духа Святаго. «И будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли» (Деян. 1; 8).
Вот подумайте: христианство на Руси существует уже более 1000 лет, а мы, называя себя христианами, занимаемся не тем, чем обязывает нас это высокое звание, не можем из себя вытянуть слово назидания и утешения для ближних, а то вообще и помыслить нам бывает тяжело по-христиански. И вот тут впервые из поднебесной пронеслось от апостолов неслыханное слово проповеди о Христе такое, которое для язычников, для неверующих казалось безумием, по словам апостола Павла: «Иудеем убо соблазн, еллином же безумие» (1 Кор. 1; 23). Когда на апостолов в день Пятидесятницы сошел Дух Святой, то на них: «Инии же ругающееся глаголаху, яко вином исполнени суть» (Деян. 2; 13).
В древнем Израиле у евреев не было в обычае пить утром, это у нас, в «новом» Израиле сейчас круглые сутки не выдыхается спиртное: и в 9 часов утра, и в 12 тянет перегаром! А там было действительно пожестче, и только после обеда начинали пить вино. Почему? А потому что там стоит жара - 40-50°С, и если ты выпил с утра пораньше, то считай, что будешь пластом лежать, как парализованный, и выключишься на целый день, а может быть, и больше. Представьте себе такое состояние да еще и в жару. Это уже само по себе разоблачало тех лукавых вопрошателей. Да, апостолы были действительно пьяны, но пьяны духовно! Они напились «вина нового», из Каны Галилейской, помните, как поется в Пасхальном каноне: «Пиво пием новое». И вот ученики Христовы напились этого пива - благодати Духа Святаго, который сошел на них в день Пятидесятницы с шумом в виде огненных языков. Вино и вообще спирт называется по латыни «спиритус вини», и также с латинского «спиритус» - это дух. Получается, что спиртные напитки поднимают дух, как сказано в Псалтири Давида: «И вино веселит сердце человека» (Пс. 103; 15). А тут без вина поднялся дух, потому что с Неба сошел Сам Дух Святой.
Так вот представьте себе, каково было проповедовать ста языкам, если даже евреи и те окаменели сердцами и закоренели в нечестии, не говоря уже о язычниках?! Господь Сам не мог пробить эту броню гордыни и непокорства Богу у фарисеев, первосвященников и прочих князей израильских. Нам нетрудно сейчас понять такое положение вещей, потому что мы сами ненамного лучше: если ты годами не исповедуешься, в церковь не ходишь и живешь «абы как», то сердце твое становится каменным и его уже ничем не прошибешь. Вот и живем все так: кто в секту, кто на танцы, а кто на разбой за деньгами. Как тяжело для таких людей и в наше время, и тогда было проповедовать новое учение, о котором сказал ап. Павел: «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2; 9).
Это учение о Царстве Небесном, т.е. о нашем родном доме, доме Отца нашего Небесного, куда мы должны будем возвратиться после этой временной жизни. Многие ученики Спасителя слушали своего Божественного Учителя 3,5 года и то какие задавали вопросы и искушали Его?! В сокрушении сердца Он все время стегал, погонял, укорял их за непонятливость и маловерие. Поэтому апостолы должны были быть укреплены свыше Божественной благодатью, чтобы потом смогли нести Слово Божие, учение о том, что недоступно простому человеческому пониманию - о Вечной жизни и о Боге, живущем на небесах!
Ученикам Господа приходилось проповедовать среди волков, варварским народам, каждое слово давалось в буквальном смысле с боем. Вы, наверное, знаете, какая участь их постигла - все, кроме ап. Иоанна Богослова, скончались мученически, да и он претерпел невыносимые муки и остался жив только силой Божией. Апостол Нафанаил в Армении, где он проповедовал, был запорот до смерти; Симон Кананит в Абхазии был распят на кресте; ап. Андрей Первозванный был также распят на кресте особой формы, который поэтому стал называться Андреевским крестом; ап. Павлу усекли голову; апостолов Петра и Филиппа распяли на кресте вниз головой; ап. Фоме заживо содрали кожу в Индии, а затем его усекли мечом. Что только с ними не делали: по клеточке вынимали тело! Какое нужно было иметь мужество, чтобы перенести такие пытки! За такой подвиг мы должны хранить память о них в наших сердцах.
Гнали, били и убивали, но, несмотря ни на что, надо было нести Христово учение. А ведь апостолы были без духовных академий - рыбаки! Вчера сети бросили, а сегодня надо науку говорить, да такую, что по плечу ангелам, какой для этого надо иметь гениальный и даже сверхгениальный разум, премудрость и силу!
Вот мы сейчас имеем двухтысячелетний опыт христианства и не можем два слова связать, чтобы научить кого-либо основам веры. А если и умеем, то не желаем и не хотим этого делать. Каково же было апостолам просвещать светом Евангелия языческий мир! За примером далеко ходить не надо, у нас в стране в 70-х гг. верующих хватали и сажали в «воронок», увозили в психушки, там кололи, чтобы сделать из умного христианина - безумца.
Итак, Господу надо было апостолов сделать из душевных людей духовными! Душевный человек - это насельник сего видимого мира, он дальше голубого неба не видит, кроме звезд, луны и солнца. А духовный человек, он как козочка: привязан за ножку здесь, а кустик жует за забором, так и христианин - тело на земле, а живет небесным, у него и разумение другое - совершенное, не правда ли?!
Верующего человека неверующий душевный человек не разумеет, у него нужных клеток не хватает, они не развиты, чтобы понять духовное - это люди, разговаривающие на разных языках. Так вот, это преобразование душевных людей в духовных и сделал Господь Своей Всемогущей силой. Об этом говорится в сегодняшнем Евангелии и в учении Православной Церкви.
Дух Святой наставляет на всякую истину: человек, сподобившийся принять Его благодать, уподобляется Богу. И по учению преп. Серафима Саровского проходит красной нитью мысль, что смысл нашего бытия на земле - стяжание Духа Святаго. Иначе, не стяжав в жизни благодати, ты, человек, когда явишься на небо и станешь перед Богом, будешь, как телок, ничего не соображая и не зная, зачем прожил 70 аще 80 лет на земле, не разумея воли Божией и не понимая: кто ты, откуда, зачем жил и куда пришел.
Вот здесь в Евангелии дальше и говорится, что благодать нам дана, чтобы познать во всей глубине и широте учение о спасении, чувствами сердца, умом и разумом продумать весь его смысл, а для доброделания необходимо иметь необъяснимую силу воли. Ведь апостолы денно и нощно, в жару и в зной, в дождь и в холод ходили пешком, благовествуя людям о Вечной жизни. А мы сейчас из Владимира не можем пешком прийти в Боголюбово - далеко, 10 километров, оправдываетесь, что автобус не ходил. А тут надо было ап. Андрею Первозванному пройти из Иерусалима в Киев! Апостол Павел так тот три путешествия совершил по странам Средиземноморского бассейна.
Нынешний праздник можно назвать вторым актом творения - ведь человек соделался новой тварью: из земного, из душевного сделался духовным, кандидатом в Царствие Небесное! И вот это было совершено Духом Святым. Как нам известно, человек трехсоставный: тело, 70 аще 80 кг мяса, душа, которую имеют даже животные, и дух - третья составная часть, оживотворяющая душу. Потому что сама душа без благодати Духа Святаго - это человек, лишенный разума, на медицинском языке сказали бы - дебил. Если бы люди не имели бы духа, а без него нет и сознательного мышления, то ели бы и пили и были как обезьяны.
Этот акт - второе творение человека при сошествии Духа Святаго в День Святой Троицы - прообразовал праздник Пятидесятницы у евреев. В сороковой день после выхода евреев из Египта, откуда их вывел Господь через Красное море, называемое по-библейски Чермное, они остановились у подножия Синайской горы. И вот через 10 дней Моисей получил Закон Божий - Десятисловие или десять заповедей, которые мы почитаем до сегодняшнего дня. Так вот эта Ветхозаветная еврейская Пятидесятница, установленная Моисеем, прообразовала собой благодатную христианскую Пятидесятницу.
Как по Божьему Промыслу все премудро строится: получили закон евреи и стали 40 лет колесить по Синайскому полуострову. Это было для того, чтобы вымерли те, которые в буквальном, вещественном смысле были вскормлены на мясных египетских котлах! А в духовном смысле - они были вскормлены на языческих верованиях египтян. Евреи в Египте заразились всяким сатанизмом, оккультизмом, колдовством. И вот когда старшие поколения евреев, зараженные бесовским недугом, за эти сорок лет вымерли, Господь ввел еврейский народ в землю Израильскую, чтобы исполнить обетование, данное Аврааму и древним патриархам.
Древний Израиль был расположен на территории нынешней Палестины за рекой Иордан и прообразовал собой Царство Божие. А в Царство Божие ничто скверное не входит! Поэтому оскверненные язычеством родители-евреи и не вошли в землю обетованную. Господь их водил взад - вперед по пустыне: туда прошли 30 километров, а завтра вернулись назад, допустим, в химии такое движение - хаотичное, без цели и смысла, называется броуновским. Короче говоря, так проходило время, чтобы вымерли те, которые были заражены пороками египетского язычества, и чтобы ввести в Заиорданскую землю новое поколение, не знавшее этой бесовской заразы. Вот что прообразовал день Пятидесятницы в Ветхом Завете, установленный 3,5 тыс. лет назад!
Сам пророк Моисей не вошел в обетованную землю, и это прообразовательно показывает, что ветхозаветная вера и обычаи имели подготовительно-воспитательное значение к принятию людьми христианства, истинной веры, т.к. с ветхозаветной верой, с необновленным духом не вой ти на небо. В лице умерших евреев, которые не вошли в обетованную землю, умерли страсти, порожденные у рода человеческого грехопадением Адама и Евы.
Библия - прекрасный Божественный учебник, не правда ли! Что может сравниться с ним?! И зачем нам какие-то философские выкладки, над которыми мы корпим и сушим свои мозги? Если его понять, познать с Божией помощью, то ты будешь ученейший человек, что и делали наши предки, которые не знали ни школ, ни гимназий, ни университетов, а учили и воспитывали своих детей по Евангелию и Псалтири, чем поддерживали у русских людей дух православного христианина и, самое главное, сохранили веру и благочестие.
Так вот, и животные имеют дух, как сказано в Священном Писании: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2; 28), только животный мир обладает низшим из даров Святаго Духа - духом жизни. Православная Церковь учит, что третья составляющая часть человеческого естества есть дух, который являет свое действие через совесть.
Таким образом, человек трехсоставен, как корень, ствол и крона составляют единое целое - дерево, так и у нас: тело, душа и дух. Венчает это все Дух Святый, т.к. дух человеческий имеет начало в Духе Божием, а у истинно верующих людей, живущих по-христиански - это харизма (с греческого - Божественный дар), его духовность. И когда Дух Божий пребывает на нас, Он управляет нами, руководит, живит и направляет стопы наши куда? На небо! Но у тех людей, которые не исповедуют христианство, может быть и другой дух, тем более если это масоны, отдавшие свои души сатане, то будет ли там третьей составляющей частью Дух Святой? Там уже действует сатанинский дух, это не христиане, а чада антихриста, которые не терпят ничего Божественного! Их вождь и предводитель - сатана.
Помните, как в 1993 г. человек, имеющий сатанинский дух, зарезал трех монахов в Оптиной Пустыни? Св.ап. Иоанн Богослов в Апокалипсисе и своем послании говорит о духе: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4; 2-3).
Люди, которыми руководит сатана, страшнее зверей. Даже диких животных можно приручить, этому есть множество примеров в житиях святых. Зверя можно остановить крестом и молитвой, как это сделал св. Феофил 150 лет назад, когда укротил разъяренного быка, которого привели в Киево-Печерскую Лавру. Блаженный подошел к животному, погладил его, что-то шепнул ему на ушко, запряг и поехал: сделал из буйного быка кроткого ягненка. А из беса ангела не сделаешь.
Дорогие братья и сестры! Повторим слова нашего великого соотечественника, раба Божия, преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского, что задача и цель нашего пребывания на земле - стяжание Духа Святаго. Мы живем не для того только, чтобы хлеб есть, ибо «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих» (Мф. 4; 4). А таковым глаголом является слово Божие. В IV веке в Египте жил такой подвижник Патермуфий, который 75 дней ничего не ел и не пил, и ходил себе здоровенький, и не просто ходил, а прямо-таки летал от благодати! А чем питалась 48 лет в пустыне преп. Мария Египетская? На сколько ей могло хватить сумки с 2-3 хлебами, что она взяла с собой за Иордан? Для нас немощных этого бы хватило на две-три недели, от силы - на месяц, а она питалась ими около 20 лет. Остальные годы она ела коренья и то, что находила в пустыне. Вы подумайте, как можно человеку прожить на такой скудной пище 48 лет! Вот какое чудо явил Господь в подтверждение того, что такое благодать, харизма на деле.
Мы не можем достичь Царства Небесного без Духа Святаго, Он не только сообщает силы душе и телу, но и дает разум, как компас, показывает, куда идти и на что ориентироваться в нашем духовном восхождении. И этот путь делает из зверя человека, из душевного - духовного, из простого смертного - богоподобного. Было сказано в Совете Божием перед тем, как сотворить человека, венец творения: «И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1; 26).
Образ Божий в человеке - это дары Духа Святаго: премудрость, разум, способность мыслить, крепость, сила к познанию и действию, благочестие и т.д., как сказал ап. Павел: «О Нем бо живем и движемся и есмы» (Деян. 17; 28), т.е. Духом Святым. Конечная цель действия Духа Святаго в нашей душе - это сделать нас богоподобными на основании этих благодатных даров, которые имеются в нас, этих жизненных ресурсов, скажем так современным языком. В чем это выражается? В Божественной любви, любви к Богу и человеку! Вот здесь истинная вера. «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити?» (1 Ин. 4; 20).
Источник любви один - Бог, и эта любовь изливается в сторону добра, надо пить от этого источника и творить добро! Если ты сотворил сегодня добро, то зарабатываешь себе и на завтра этот паек духовный. И тогда ты удержишь благодать Духа Святаго.
Итак, мы являемся иждивенцами Бога и пища наша - Божественная энергия! И вот эту Божественную энергию мы растеряли еще в конце прошлого века, больше ста лет назад, когда допустили приход сатаны в 1917 году и отворили ему двери в Царство Божие на земле, т.е. впустили этого змея горыныча в Россию. Вот и заразились неверием, потеряли благодать Духа Святаго, потеряли не только образ Божий, но и облик человеческий. Деградируя нравственно, мы сходим вниз, как по ступенькам, совершается наше духовное падение, а этот зверь-антихрист набрасывает на нас свое лассо - петлю (по-испански) и ведет в преисподнюю! Это происходит через телевидение, оккультную литературу, школьное преподавание и прочее, что опустилось на наши окаянные греховные головы! Сегодня вовсю работает сатана, поэтому и мы не должны сидеть сложа руки, а работать в поте лица над своим спасением, братья и сестры.
Итак, возвратимся к теме сегодняшнего праздника. Выполнив миссию по спасению рода человеческого, Господь вознесся на небо и сел одесную Бога Отца, чем еще раз после крещения во Иордане подтвердил, что Он существует в Троице. И все великие двунадесятые праздники - это наши вехи на пути к познанию Троичности Божества. Аминь.