Святая Богородичная Канавка в Дивееве:
история и воссоздание
Сергей Чернышёв
Сергей Николаевич Чернышев, профессор, академик, внук Александра Дмитриевича Самарина – предводителя дворянства г. Москвы (1095-1915г.г.) и объединенных дворян России (1916г.), а также по купеческой линии потомок знаменитого промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова и потомственного почетного гражданина Москвы, фабриканта и благотворителя Сергея Ивановича Чернышева.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь богат замечательными святынями. Здесь почивают мощи преподобного Серафима Саровского, прославленных во святых начальниц Дивеевских преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии, а также мощи преподобноисповедницы Дивеевской Матроны. Здесь на месте явления Пресвятой Богородице преподобной Александре поставлена церковь во имя Казанской иконы, к которой пристроены с запада пределы во имя Рождества Христова и Рождества Его Пречистой Матери. Пристройка осуществлена при преподобном Серафиме по его благословению. Он же получил благословение на эти приделы от самой Богородицы, являвшейся ему. Среди этих святынь сияет и Канавка—скромное земляное сооружение, духовное содержание которого велико и таинственно. В мiре нет подобного святого сооружения. В Дивееве есть несколько замечательных целительных источников, но святые целительные источники есть и в других местах по всей земле. Святая же Канавка есть только в Дивееве. Сама Пресвятая Дева обстоятельно объяснила Преподобному, как и где соорудить Св. Канавку, ров и вал для ограждения территории создаваемой Ею девичей Мельничной общины. Она Сама выбрала семь первых сестёр в эту обитель из состава общины покойной преподобной матушки Александры и назвала их преподобному Серафиму по именам. Отсюда нам ясно величие Св. Канавки.
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) в своей Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря(1) донёс до нас рассказы дивеевских сестёр о их беседах с Преподобным про Св. Канавку. Например: «О канавке говорил мне Батюшка, да и всем говаривал, что эта самая тропа, где прошли стопочки Царицы Небесной! «Стопочки Царицы Небесной!», -- так бывало и задрожит весь как это говорит-то. «Она, Матерь Божия, всё это место обошла, матушка!...И, скажу тебе, матушка, кто канавку с молитвой пройдёт, да полтораста Богородиц прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев !»»(1, с.258). Так вспоминала монахиня Капитолина. Старицу Феодосию Васильевну в её молодые годы Преподобный Серафим направил рыть Св. Канавку, исцелив от падучей болезни. Она вспоминала, как говорил ей Преподобный: «Ступай, радость моя в Дивеево рыть канавку; эту канавку Сама Царица Небесная своим пояском измерила, так что когда Антихрист-то придёт, то канавка эта не допустит его туда!» (1, с. 259).
Преп. Серафим указал профиль Св. Канавки в беседе со старицей Прасковьей Ивановной: «У вас канавку вырыть надо! Три аршина чтобы было глубины, три аршина ширины и три же аршина вышины [вала],воры-то и не перелезут!» (1, 258). Контур её он изобразил на сохранившемся Плане Серфимо-Дивеевской лавры (3).
В 1825 году 25 ноября в день святителей Климента папы Римского и Петра Александрийского Матерь Божия явилась преподобному Серафиму и велела устроить Мельничную обитель, обещала указать для неё участок в Дивееве, который обнести валом с канавкой. Участок находился во владении помещика Баташёва. Пятнадцать раз ездила старшая сестра создаваемой обители в баташевскую контору, «но не могла добиться милости. Царица Небесная устроила так, что генеральша Вера Андреевна Постникова, урожденная Баташёва, приехала в Саров к о. Серафиму. Старец стал просить у неё эту землю и Вера Андреевна с любовию обещала уступить её, взяв этот участок на свою долю, но, однако, позабыла заявить о том в главной конторе, в ведении которой была земля»(1, с.185-186). Только в начале Великого поста 1829 г дар был получен, и не одна десятина, как вначале было обещано, а ровно три. Тогда же по снегу торжественно был оформлен землеотвод и отпразднован с угощением мёдом, присланным по такому случаю преподобным Серафимом. Как было не радоваться, если одна десятина после многолетнего ожидания её превратилась в три и, главное, граница овода совпала с тропой, указанной Батюшке Богородицею. Геометрическая форма границы оказалась сложной (рис. 1). Она представляет собой семиугольник, стороны которого разновелики и не совсем прямы, углы весьма различны от острого 70 град до развёрнутого 223 град. Форма эта не случайна. Она была указана Преподобному Богородицей, видимо, за три года до получения участка. Сложный контур охватил ровно три десятины с точностью до тысячных долей, как мы покажем ниже.
Межевание выполнено зимой, а весной по меже 3 раза пропахали сохой по одному следу. Как благословил преподобный Батюшка.
Протоиерей Василий Садовский, современник и собеседник преподобного Серафима свидетельствует: «Рыли сестры эту канавку до самой кончины Батюшкиной; к концу его жизни, по приказанию его. И зимой рыть не переставали; огонь брызгал от земли, когда топором её рубили, но батюшка Серафим переставать не велел…, приказал хоть на один аршин или хотя бы на пол-аршина рыть, только бы почин сделали, а потом дороют!» (1, с.255). Теперь мы знаем, что это «потом» наступило только в самом конце XX века, когда дорыть Св. Канавку благословила сестёр возобновлённого монастыря игумения Сергия.
Начало земляным работам на Св. Канавке положил сам преп. Серафим, таинственно явившись в Дивееве в один из дней под Троицу 1829 г. В предрассветной мгле со свечёй начал копать и вырыл с аршин начало Св. Канавки. Когда сестры подбежали к нему за благословением, то он стал невидим. Осталась выполненная работа и инструмент. Монахиня Евдокия в ту ночь была оставлена на ночлег в Сарове. Утром Батюшка дал ей наказ: «Скажи девушкам: пусть сегодня начинают рыть канавку; я был там и сам начал её» (1, с.257).Итак, начали под Троицу 1829 г, закончили же под Троицу 2004 года, то есть ровно через 175 лет.
2 января 1833 г преподобный Серафим скончался и работы на Св. Канавке остановились на долгие десятилетия. За 3 года и 7 месяцев сестры малочисленной Мельничной общинки не успели вырыть Св. Канавку на всю длину. Насельницы современного монастыря с помощью тысяч паломников и трудников рыли и обустраивали Св. Канавку 7 лет, правда, в чреде этих лет многие месяцы работало по 2-3 человека. На зиму в наше время работы останавливались. Первые сестры сделали 6 из 7 сторон многоугольника, что составило 777 м из общей длины около 898 м. Они не смогли вырыть её на полный профиль, очевидно, из-за занятости на мельнице и других работах, а также ввиду обвалов и оползней крутых склонов. При раскопках было установлено, что полный профиль выполнен только на первых 160 или200 м, а далее глубина Св.Канавки составляла 1-1,5 аршина и менее. Один аршин равен 71,12 см.
После кончины преподобного Серафима дождевые и талые воды стали замывать неглубокий ров. На полнопрофильной части действовали также оползневые и обвальные обрушения. Через 10-20 лет Св. Канавка совсем заровнялась так, что через неё некоторые стали ездить на экипажах, нарушая завет Преподобного. Правда, в эти годы к северо-востоку от Св.Канавки был устроен пруд-накопитель для защиты территории бывшей, после кончины Преподобного ликвидированной девичьей Мельничной обители.(Вспомним, как Сама Богородица заботилась о создании этой обители, а воля человека разрушила её, соединив с первоначальной общиной). Создание пруда было продиктовано, видимо, тем, что Св. Канавка, наполненная наносами, уже не защищала освоенную сестрами территорию от потоков воды по лощине с северо-востока, где теперь проходит Садовая улица. Пруд после восстановления Св. Канавки стал для неё надёжной защитой от стихии.
Только через 30 лет после кончины преподобного Серафима возобновилось исполнение его заветов при игумении Марии (Ушаковой). Св.Канавка была возобновлена по старым следам и воспоминаниям участниц её первоначальной прокладки. В полный профиль её и на сей раз не отрыли. Очень много было других забот: строили Троицкий собор и все здания, его окружающие ныне, работали в полях, заготовляли дрова и сено…М. Мария решила восстановить Св. Канавку в первоначальном виде. Фотографии конца XIX -- начала XX века и наши разведочные разрезы показывают, что вторая Св. Канавка на всём протяжении от начала имела ширину около трёх аршин, как задал Преподобный, но глубина её была 1,5 – 2 аршина, а высота вала около 1,5 аршин. Превышение дорожки по валу над дном рва составляло около сажени (2,13 м). Ширина дорожки по валу была около 2 аршин, что достаточно для молитвенного прохождения по ней двух человек рядом, как заповедовал Преподобный. Заметим, что люди были меньше, чем теперь. Земляное сооружение такого профиля было относительно устойчиво. Пологие склоны его не были так опасны для человека в случае падения, как современные. Поэтому ограды не было. Обвалов и оползней не было, но потоки воды по глиняным склонам понемногу размывали грунт. На одной из фотографий видно, что трава росла пучками, между которыми шёл размыв. Такое же явление возникло и на Св. Канавке при современном её воссоздании. Вторая Св.Канавка не полностью повторяла первую в плане. Начало её было смещено к северу примерно на 15 м и находилось против южной апсиды Преображенского собора. Так оно обозначено на топоплане 1925 г «Бывшего Серафимо-Дивеевского монастыря», так показывали его нам в 1997-98 годах те, кто ходил по Св. Канавке в первой трети XX века. Шурфы №№ 5 и 6 пройденные в 1998 г, показали наличие неглубокого рва к северу от современного начала. По форме он тождественен рву, вскрытому на всём протяжении первой прямой Св. Канавки шурфами №№ 1,2 и 3, а по видимой глубине несколько менее. На месте шурфов 5 и 6 не сохранился первичный почвенный слой, потому полная глубина рва на этом участке останется неизвестной. Из других отличий отметим следующее. Сопряжения прямых участков в углах первоначально отсутствовало. Как обычно для межи, поворот был резким, в точке. Так показано на старинных планах, в частности, на Плане преподобного Серафима(2). То же показали шурфы, многочисленные на поворотах. Вторая Св. Канавка была уже только тропой для молитвы внутри монастырских владений. Углы её были скруглены, как показано на плане 1925 года. О том же нам говорил старожил Дивеева А.П.Арцибушев. Есть и другие отличия, но мы их не изучали и с достоверностью отметить не можем.
Благословение игумении Сергии в 1998 г гласило: рыть Святую Богородичную Канавку так, как благословил преподобный Серафим, то есть по первичному плану, а в профиле три аршина в ширину, три аршина в глубину и насыпать вал до трёх аршин (рис. 2). Заповедь о ширине вала по основанию до нас не дошла, как и заповедь о ширине по верху. Принять самостоятельное решение было трудно. Параметры восстанавливаемого вала менялись, пока Владыка Георгий архиепископ Нижегородский и Арзамасский в 2003году не определил быть валу шириной по низу три сажени, по верху одна сажень. Так, чтобы по валу свободно проходил крестный ход с мощами, несомыми в ракке. Эти размеры по своему стилю соответствуют системе мерности Св. Канавки: Они выражены старой русской мерой и взята она 1 и 3 раза. Здесь уместно обратить внимание читателя на то, что он возможно заметил сам, а именно: цифровые характеристики Св. Канавки часто выражены числами 1 и 3. Причём иногда единица оказывается равной трём с учётом размерности, например, ширина рва три аршина, что в точности равно одной сажени, либо даже в одной размерности единица превращается в три: на словах Вера Андреевна подарила одну десятину, а через три года в письменном документе оформили три десятины. Из других чисел часто употребляется 7.
Параметры заданы. Необходимо определить место, где копать. Ведь, к концу двадцатого века ров был снова замыт и засыпан, а вал срыт. Следы их оставались только в пределах первых трёх сотен метров, но и здесь, подходя строго научно, им нельзя было доверять. От восьмидесятого до трехсотдесятого метра рва по нему и рядом с ним в советское время проложена канализация от монастырской, а ныне сельской, бани. Канализационные колодцы нередко изливали фекалии из-за недостаточного диаметра труб. При земляных работах по канализации, прокладке телефона и вертикальной планировке рельефа для спортивных сооружений и тротуаров в непосредственной близости от Св. Канавки механизмами перемещались массы грунта. При этом в рельефе возникали новые ложбины и насыпи. Даже в тех местах, где были признаки рва, нужна была археологическая проверка. В поисках Св. Канавки мужчины паломники и трудники выкопали 61 разрез, типа траншеи, глубиной по 1,5-3,4 м и длиной от 1,5 до 11 м.Разрезы были ориентированы поперёк искомого рва. Большинством разрезов обнаружен ров, засыпанный грунтом вала, с включением обломков кирпича и мусора .На рисунке 3 приведена зарисовка одного из разрезов. Цифрами обозначены: 1-водно-ледниковые пески (в данном разрезе не обнаружены); 2 – природные покровные глины; 3 – погребённый почвенный слой; 4 – грунты вторичного вала, погребённые под насыпными грунтами XX века; 5 –пылевато-глинистые отложения, заполнившие первичный ров после кончины Преподобного; 6 – насыпные суглинки XX века с включением обломков кирпича и других предметов. На разрезе чётко виден первичный узкий ров, а над ним неглубокая выемка конца XIX века. Некоторые разрезы не дали результата, потому что в этом месте в советское время грунт для каких-то практических целей был глубоко перекопан. Следы Св. Канавки при этом уничтожены. Надо сказать, что Св. Канавку в 1997 году пресекала 21 трасса действующих подземных инженерных коммуникаций, несколько брошенных трасс и две автодороги. Третья дорога располагалась над рвом своей обочиной. Её также надо было смещать. Дороги надо было закрывать, коммуникации перекладывать. В настоящее время дороги ликвидированы, коммуникации переложены за исключением обслуживающих здания внутри Св. Канавки. Из 8 оставленных три трубы обнажаются во рву, служа мостиками для запрещённого преп. Серафимом форсирования святой ограды.
Найденная в шурфах Св.Канавка была отмечена колышками на местности и нанесена на топоплан 1:500. По колышкам от шурфа к шурфу натягивая шнур, сестры копали ров. Остатки вала удалось обнаружить лишь в 4 шурфах.
Особо следует сказать об обнаружении начала и конца Св. Канавки. Из геометрии понятно, что обнаружить скрытую линию Св. Канавки относительно просто, пересекая её разрезом, но обнаружить точку её начала гораздо сложнее. Для этого нужно много разрезов с последовательным приближением к цели. Как говорят артиллеристы: то перелёт, то недолёт. Чтобы найти конец Св. Канавки мы вооруженные 7-летним опытом разведки и потому уверенные в себе вынуждены были сделать 9 шурфов в течении 2001-2004 годов и, наконец, найти окончание при повторном вскрытии одного из них. При первом вскрытии окончание нам не показалось. Вообще, след рва часто был трудно заметен и для намётанного глаза. За то сколько было радости по поводу обнаружения конца и в целом окончания разведочных работ. Иначе обстояло с обнаружением точки начала. Это было в 1998 году. Отрыли шурфы №№ 4 и 6 в районе начала, который указали очевидцы второй Св. Канавки и который обозначен на плане 1925 г, но такого рва который был вскрыт на первой прямой рядом в 20 м мы не обнаружили. Тогда решили сориентироваться по дореволюционной фотографии. У нас была хорошая копия. На ней чётко видно начало и различные дома рядом, по которым можно было бы сориентировася. Беда, что ни один из этих домов не сохранился. За ориентир пришлось принять молодое деревце, которое росло справа от рва и недалеко от начала. Сейчас недалеко от начала растёт старый тополь. Мы от него отмерили соответствующее фотографии количество метров и стали рыть шурф. Тут принесли оригинал фотографии. К нашему большому огорчению на ней четко было видно, что молодое деревце не тополь, а берёза. Мы потеряли ориентир, но не надежду найти начало. Шурф продолжили рыть.В «ошибочно» заложенном шурфе №5 Господь показал нам прекрасно сохранившееся начало, которое читалось чётко с несомненностью. В северной стороне шурфа выемки Св. Канавки не было, исключая неглубокий вторичный ров. Такой же был и с южной стороны, но в южной стенке была ещё опрокинутая трапеция первого рва, заполненная слоями чистых наносов от дождевой воды. Картина была тождественна тому, что мы вскрыли в предыдущем 1997 г в 3,5 м далее по Св. Канавке. Матушка игумения Сергия и многие другие тогда посетили место работ и убедились, что они стоят на том самом месте, где первый аршин Св. Канавки выкопал сам преподобный Серафим.
В 1829 г сестры в первое время делали почти вертикальные откосы рва и широкое дно. Такая форма оказалась неустойчивой и уже через 30 м они стали делать дно уже. На 107 м от начала откосы почти сходились внизу; а дно было так узко, что едва можно было поставить ногу. Всё это было сделано при преподобном Серафиме. Поэтому заужение дна можно считать благословлённым преподобным Серафимом. Несомненно, что сестры Мельничной обители обсуждали с ним каждый шаг по Св. Канавке. Поэтому в проекте восстановления Св.Канавки принята ширина дна 0,15 м.
Преподобный говорил о глине со Св.Канавке, которую будут уносить со Св. Канавки паломники. Грунт на участке по современной классификации грунтов действительно относится к глинам. Под глиной лежит сухой песок. Строение очень благоприятное для устройства осушения рва. Глины из рва для вала не хватало. Приходилось глину привозить с территории монастыря от Казанской церкви и от других храмов, где тогда выполнялась вертикальная планировка, а также с карьера. В первые годы и современных строителей беспокоили обвалы и оползни глин с бортов рва и откосов вала. Специалистами Александром Я. Егоровым и Еленой В. Щербиной были сделаны расчёты устойчивости грунтов. Е.В. Щербина (4) рекомендовала применить для укрепления откосов геосинтетическую сетку енкамат голландского производства, научила его укладывать. Матушка благословила, и геосинтетик сейчас надёжно на протяжении 5 лет удерживает борта рва и откосы вала. Архитектурное оформление верха вала выполнено по благословению Владыки Георгия. Ограду выковали за месяц-полтора Арзамасские кузнецы по рисунку из Троицкой Сергиевой Лавры.
Ограда необходима для безопасного прохода по валу. Для того же необходимо и покрытие брусчаткой, без которого глиняная дорожка была бы очень скользкой. Только по мощёной дорожке с надёжным ограждением возможно современное молитвенное движение по Св. Канавке, совершаемое круглосуточно и в любую погоду. По Св. Канавке сейчас проходят от нескольких сотен до 10000 человек в день, в том числе с колясками. При грунтовом покрытии вала это было бы не возможно. Известно, что Николай Александрович Мотовилов в любую погоду проходил по Св. Канавке. По преданию, ему иногда приходилось ползти на коленях. Некоторые хотели бы видеть Св. Канавку в виде боле близком к первозданному, то есть вал с грунтовой дорожкой и без ограды. Пусть сказанное объяснит им основание владычного решения по оформлению её. Иные говорят: «Серафим преподобный благословил идти по канавке. Почему же нас по ней не пускают, а отправляют по валу?».Комплекс сооружений «Святая Богродичная Канавка» подобен ограждению древней русской крепости, выстроенной для защиты от антихриста и слуг его. В старину по стене или по валу защитники ходили крестными ходами. Так и мы теперь идём с молитвой за себя, за близких, за Россию по валу. Есть устное предание, что территория внутри Св. Канавки подобна России последнего времени. Если это верно, тогда молитвенник на валу Св.Канавки подобен стражу не рубеже родины.
Когда Св. Канавка была закончена, мы на плане 1:500 (в 1 см плана 5 м натуры) измерили площадь, оконтуренную осью рва. Она оказалась 2,994 домашней или хозяйственной десятины. Такая десятина равна 3200 кв. саженям. Были кроме того десятины хозяйственные круглые(3600 кв. саж.), сотенные (10000 кв. саж.), казённые (2400 кв. сажен) и другие (2, с.433). Полученное число так мало отличается от трёх, что вряд ли можно сомневаться, что дар Веры Андреевны был выражен в домашних десятинах. В современной мере площадь внутри Св. Канавки равна 4,362 га, что на 0,008 га меньше заданной величины. Относительная ошибка составила 0.19 %. О точности здесь приходится писать потому. Что до сих пор слышатся ни на чём не обоснованные упрёки, что Св. Канавку прорыли не на её прежнем месте, а в предпраздничной спешке, якобы, срезали путь. Мнние это основано на том, что в советские годы путь по Св. Канавке пролегал несколько иначе. Тогда ходили там где можно было пройти, где менее препятствовала власть. Несколько слов о производстве работ. При воссоздании Св. Канавки ров копали насельницы монастыря монахини, инокини, послушницы и кандидатки (рис 4). Им помогали порой приезжие монашествующие и свщеннослужители. К работам на насыпи, укреплению откосов, озеленению, уходу за сооружением допускались и допускаются трудники и паломники, каждый и каждая по особому благословению. Копка, перенос грунта, трамбование, крепление – всё выполнялось вручную. Только подвоз грунта и других материалов осуществлялся машинами. Особенно много людей, до двух – трёх сотен одновременно работали на Св. Канавке в июле 2003 года. Здесь были люди и бригады из Арзамаса, Ардатова и других мест Нижегородской области, из других областей обширной канонической территории Московской Патриархии, в частности из Чувашии, Мордовии, Татарии и Башкирии. Слышалась разноязычная речь. Все работали дружно, отказавшись по просьбе монастыря от сквернословия, курения и выпивки на работе, а по возможности и после неё. Это была, поистине, всенародная стройка. Современная Святая Богородичная Канавка новое сооружение XXI века (рис.5) Такой она не была. Местоположение её и размеры соответствуют заданным благословением преподобного Серафима. Благословение это, согласно воспоминаниям современниц, было дано через них сестрам будущего времени, которое теперь наступило. Технические и архитектурные решения одобрены благословением, сперва, игумении Сергии, а на завершающем этапе архиепископом Георгием. В конструкции использованы современные материалы, которые обеспечивают на протяжении пяти лет противооползневую и противоэрозионную устойчивость глиняных откосов, а также обеспечивают возможность прохождения по молитвенной тропе в любую погоду с детской или инвалидной коляской. Откосы закрепляют и украшают кусты крыжовника, высаженные по благословению Преподобного, и газонные травы. Преподобный Серафим давал своим духовным чадам разнообразные семена цветов для украшения Св. Канавки.
Воссоздание Святой Богородичной Канавки не явилось реставрацией памятника. Как исторический или археологический памятник она не была зарегистрирована в советскую эпоху. Поэтому государственные и общественные органы охраны памятников не препятствовали Церкви творить новую Святую Канавку.
В истории воссоздания Святой Богородичной Канавки много сходного с историей воссоздания Храма Христа Спасителя. Он, как и наше сооружение, выполнен с применением новых материалов. Они обеспечивают ему необходимую противокарстовую устойчивость, которой первый храм не обладал. В ходе воссоздания храма, как и в нашем случае раздавались голоса возражающих на том основании, что новые материалы, в частности бетон, не каноничны и искажают архитектурный облик стен. Но кроме обеспечения жесткости здания бетон, скрытый под облицовкой, позволил сократить срок строительства. Главное же отличие нового храма от старого, как и новой Св. канавки от старой в различии размера по высоте. Новый храм выше старого на этаж, в котором размещены три алтаря воссоздающие престолы Алексеевского монастыря, разрушенного в XIX для строительства первого Храма Христа Спасителя. При нём создан зал церковных соборов. Современный Храм врачует ошибки двух эпох, которые в своё время переживали современники. Строительство его выполнено без раболепного преклонения перед прошлым, обращено в будущую Россию. Храм воссоздан не как памятник архитектуры, а как памятник победы над интервентами и Дом молитвы и патриарший собор. Дополнительные престолы и залы несомненно делают его более удобным для выполнения соборных функций, как более удобна и современная Св. Канавка в сравнении с предреволционной. Планы обоих сооружений соответствуют первоначальным.
Святая Канавка на завершающем этапе выполнена в удивительно короткий срок, как и Храм Христа Спасителя. Сами строители дивились, как могло это получиться, и благодарили Бога, явно ощущая свою немощь и неспособность сделать так много и так быстро. Сравнивая сейчас два сооружения новой России, трудно сказать, какому из них предстоит оказаться исторически более значимым.
Литература.
1. Архимандрит Серафим (Чичагов) Летопись Серафимо- Дивеевскрго монастыря. Изд. 2-ое. С- Петербург. 1903 г.
2. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1. Москва. 1955 г.
3. Чернышёв С.Н., Чернышёв Н.С., Коваль В.В. Реконструкция первого плана села Дивеева, указанного преподобным Серафимом. Сб. трудов 3-го международного научно-практического симпозиума «Природные условия строительства и сохранения храмов Православной Руси». Сергиев Посад. 2007 г.
4. Чернышёв С.Н. , Щербина Е.В. Святая Богородичная Канавка: природные условия и технические решения по воссозданию. Сб. трудов 2-го международного научно-практического симпозиума «Природные условия строительства и сохранения храмов Православной Руси». Сергиев Посад. 2005 г.с. 247-253.
Сергей Чернышёв