наш адрес электронной почты

linavam@inbox.ru

Ждем Ваших писем

Москва - Третий Рим

Во Имя Твое

«Память их в род и род», - молится Святая Церковь о своих верных чадах. Православная Церковь всегда была богата добрыми и ревностными пастырями, самоотвержено, по слову Господню, подвизавшихся на ниве Христовой. Но человеческая изменчивая память не всегда способна благодарно сохранить их честные имена, хотя, почитая угодников Божиих, мы воздаем славу Самому Пастыреначальнику - Господу Иисусу Христу. Наш долг - сберечь для будущих православных христиан имена подвижников веры, претерпевших лютые гонения и сохранивших в стужу и голод обрушившегося на страну времени безбожия «правило веры и образ кротости».

Протоиерей Григорий Пономарев и его супруга - матушка Нина прожили тяжелую, сложную, порой трагическую жизнь. На 84-м году жизни батюшки и 87-м - матушки Господь призвал их к Себе. Кончина их, вернее переход в мир иной, произошла одновременно, в одну ночь 25 октября 1997 года.

Сейчас их дочерью Пономаревой Ольгой Григорьевной о жизни этой светлой четы, пребывавшей в совместном браке 61 год, прослужившей Господу с большой Верой и Любовью и все силы отдавшей укреплению Его Святой Церкви, готовится к изданию книга. Сегодня мы публикуем некоторые главы из этой книги.

Пономарева Ольга Григорьевна - профессиональный музыкант. Окончила Уральскую государственную консерваторию по классу фортепиано. Многие годы работала старшим преподавателем в Свердловском педагогическом институте на музыкальном факультете по классу фортепиано; старшим преподавателем в Горьковской государственной консерватории, в музыкальных училищах городов Челябинска, Перми и в Свердловском музыкальном училище имени П. И. Чайковского. Последние три года, оставив работу, переехала в город Курган и ухаживала за своими престарелыми родителями...

ДЕТСТВО И ЮНЫЕ ГОДЫ ОТЦА ГРИГОРИЯ

Февраль, как всегда в Шадринске, был не столько холодный, сколько ветренный и вьюжный. Небольшой, но известный своими традициями, этот зауральский городок в те времена относился к Екатеринбургской епархии.

Протоиерей Александр Пономарев, настоятель одного из шадринских храмов, и его супруга Надежда ждали прибавления в семействе. Старшие дети были уже довольно большими: Нине 14 лет, Марусе - 11, сыну Алексею - 6, и скоро будет еще ребенок.

Матушка Надежда, словно цветок орхидеи, так же прекрасна и хрупка. Рождение ребенка ждали с некоторым беспокойством: выдержит ли? Но родители уповали на Волю Господа. Если Господь благословляет рождение младенца, значит это Ему угодно. Не нам судить о Промысле Божием. Нам надо только молиться, чтобы рождение было благополучным.

В канун праздника святителя Григория Богослова, когда отец Александр уже служил Всенощную, матушка, по нездоровию оставшаяся дома, почувствовала приближение родов. Девочки Нина и Маруся побежали за акушеркой, и в ночь на праздник святителя Григория Богослова, 7 февраля 1914 года она родила мальчика. Маленький, но крепенький, он так энергично заявил о своем появлении на свет Божий громким криком, что все окружающие, возблагодарив Господа, поспешили сообщить батюшке, что молитвы его услышаны: матушка Надежда благополучно разрешилась, и у него теперь появился второй сын. Состояние обоих нашли вполне удовлетворительным. Мальчика, рожденного в день святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, было решено назвать именем святого.

Шли годы, малыш рос здоровым и некапризным.

Много времени с ним проводили матушка и сестры. Ребенок незаметно и органично вошел в круг интересов и образ жизни семьи. Особенно заметна была для окружающих проявлявшаяся у него любовь к храму. В четыре года маленький Григорий, конечно по своим детским силенкам, уже помогал отцу Александру.

Позже отец Григорий вспоминал о том, как его спрашивали:

- Какие у тебя были игрушки?

- Да мне и не очень хотелось играть... Вот помню лошадку на палочке. Я хотел доскакать на ней к Руслану и Людмиле, и еще в Киевскую Лавру, и в Дивеево...

В пять лет Григорий много знает о Господе Иисусе Христе и Его святых угодниках, знает молитвы и с удовольствием учится читать русские и славянские тексты.

Отца Александра вскоре перевели в Екатеринбург, где он служил в большом соборе, стоявшем на месте нынешнего Дворца культуры Визовского завода. Семья переехала вместе с ним. Хорошо, что девочки стали уже совсем большими. Они оказались хорошими помощницами матушке, которая старалась не показывать свою слабость и тающее здоровье.

Вот и Нина уже невеста, и Маруся так повзрослела. «Дай им, Господи, счастливой жизни!». Алеша вытянулся и стал походить на отца, а Гриша... Это какой-то странный ребенок! Ни детских капризов, ни особых шалостей. Все больше бывал с папой в храме, и как-то незаметно выяснилось, что он уже умеет читать по-церковнославянски и образцово знает порядок службы. Все окружающие и соседи особенно полюбили этого не по возрасту серьезного синеглазого мальчонку.

Первое горе, поразившее сердце Гриши - смерть соседа дяди Семена, который очень любил общаться с мальчиком: всегда что-то рассказывал, вырезал ему из дерева забавных медвежат и зайчиков. Тетя Катя, его жена, старалась угостить мальчика чем-нибудь вкусным.

Теперь тетю Катю узнать было невозможно: все плачет и плачет. Часто ходит на Ивановское кладбище, где похоронили дядю Семена; почти ни с кем не разговаривает и, исчезая на весь день, совсем редко бывает дома. Это беспокоило отца Александра. Катерина, буквально все забыв, не бывает даже в церкви, а все сидит или лежит на могиле мужа.

Проходит время. Вот и 40 дней миновало. Поздняя угрюмая уральская осень овладевает всем. Но Катерину этим не проймешь. С утра уходит и возвращается уже в сумерки, вся исплаканная и измученная...

Так наступил один из последних дней осени, когда еще нет снега, но первые морозы уже прихватили землю. Колючий, ледяной ветер срывает одежду, добираясь до тела, приводя в дрожь своим уже зимним дыханием. Чернота застывающей земли наводит мрачные мысли. Катерина, не обращая внимания на непогоду, совершала свои ежедневные походы на кладбище, невзирая на доводы и убеждения духовного отца. Даже своего любимца - Гришу почти не замечала...

Вечер. Батюшка пришел со службы. Окна соседнего дома, где живет Екатерина, темны. Где она? Родители переглядываются с беспокойством, да и маленький Григорий переживает что-то свое, непонятное... Они видят, как он встает на коленки в передний угол перед иконами. И вдруг, как крик души: «Папочка, родненький! Скорей запрягай жеребчика. Давай, давай поедем! Надо спасать тетю Катю!». Отец Александр и сам чувствует, что в такое время отсутствие соседки было неслучайным. Но куда ехать? Где искать?.. Мальчик почти кричит:

- Давай быстрее, тетя Катя может погибнуть...

Отец Александр посадил уже одевшегося Гришу

в повозок, сел сам и направился на кладбище Ивановской церкви, где почти «поселилась» Катерина.

- Не туда, папочка, не туда! Скорее езжай за Широкую речку, на болота. Скорее, скорее, ну, скорее же...

Невольно повинуясь внутренней силе и убежденности своего пятилетнего сынишки, батюшка направляет лошадь в нужную сторону. Вот уже не видно и последних городских огоньков, миновали и новое Широкореченское кладбище. Дорога, отвердевшая от холодов, позволяет легко двигаться по болотистой местности. Ничего не видно, почти ничего. В душу медленно заползает леденящий ужас. Батюшка не перестает творить Иисусову молитву. Отдельные, исхлестанные ветром кусты, корявые пни, застывшая хлябь... И вдруг, вдали какое-то движение. Или это рябит в уставших глазах? Гриша стоит и дышит в ухо отцу. Вот-вот, вот же она... Или они? Он делает странное содрогающееся телодвижение и жмется к отцу. Жеребчик неожиданно храпит и упирается. На фоне почти стемневшего неба по застывшей земле без дороги движутся две фигуры. Один силуэт женский: в платке и коротком жакете (очень знакомая фигура), а второй? Низкий, широкий, приземистый контур прикрывает собой Екатерину. Идут... Идут в темень, в неизвестность, в никуда...

И тут Гриша своим звонким детским голосом неожиданно даже для отца Александра, закричал:

- Тетя Катерина! Тетенька Катя! Остановись! Господом Богом нашим Иисусом Христом тебя прошу!

И... о, чудо! Внезапная вспышка света, широкая мужская фигура исчезает, и вконец испуганная, рыдающая Катерина подбегает к возочку отца Александра.

Увидев его и Гришу, она падает в ноги мальчику и священнику. Бледная какой-то смертельной белизной, она целует Гришу, целует руки батюшки Александра и не может вымолвить ни слова. Ее только бьет дрожь и содрогает икота от нервных спазматических рыданий. Вот такую они и привозят ее домой.

Матушка Надежда быстро оказывает первую помощь и, наконец пришедшая в себя женщина рассказала:

- Я уже с неделю или чуть больше стала замечать: стоит только свечереть, как к Семеновой могиле подходит этот мужик. Такой вежливый, участливый. Меня все утешает и как-то мудрено говорит, а мне вроде и легче становится... Я последние дни стала даже ждать, что он подойдет. Сегодня он опять пришел. И все говорил, говорил, говорил... Я чувствую: темнеет уже, пора возвращаться. А он и говорит: «Ну, пора, Катерина, пойдем». И я, как неживая, послушная ему иду, куда он ведет, хотя чувствую, что вроде совсем из города выходим; да и ноги не идут, а воли моей нет! И только думаю: имя-то мое откуда он знает? А мы уже к болоту подошли. Огней городских не видно... А он все только говорит и говорит, и я иду за ним, как по приказу. И тут крик Гришеньки! Его ангельский голосок: «Тетя Катерина! Ради Господа нашего Иисуса Христа, остановись!». Как он только прокричал Имя Господа, этот мой спутник вдруг остановился, как вкопанный; что-то сверкнуло и... его - разорвало! И дух такой зловонный пошел». Она вновь содрогается от воспоминаний.

Сильно переболев, Катерина по молитвам всей семьи Пономаревых пришла в себя. Она осознала, что заведи ее бес в болотные дебри, то погибла бы ее христианская душа, если бы не бесконечная милость Господа, Который вложил в ум; сердце и уста маленького мальчика ее спасение. Как поддалась она на бесовские уловки? Вместо того, чтобы молиться в храме за упокой души мужа, заказать сорокоуст и читать псалтирь, она лежала в каком-то отупении на его могиле и чуть не стала легкой добычей дьявола. Спас ее Гриша, ее любимец, сынок протоиерея Александра -мальчик, которому Господь определил совершить многое в жизни.

Годы шли. Гришеньку уже называли Гришей, Григорием. Учиться в школе он не имел возможности: после революции детей духовенства не принимали в детские школы. Тогда отец Александр, сам блестяще образованный человек (он имел 2 высших образования: светское-гуманитарное и духовное), составил план обучения сыновей, в который входили и общеобразовательные дисциплины, и духовное образование, и воспитание. Только на математику, химию и физику мальчики ходили к частному преподавателю.

Григорий очень серьезно и углубленно стал изучать полный курс Духовной Семинарии, одновременно помогая отцу в Церкви: знание им церковной службы выручало. Лет в 13-14 он уже мог участвовать в службе в качестве псаломщика, если надо - пел в хоре. Правда голос, еще не прошедший мутацию, иногда давал срыв к его великому смущению и милым смешочкам девочек Увицких - Ольги и Нины, которые пели в хоре этого же храма.

Ох, уж эта Нина - Ниночка Увицкая! Тоненькая, сероглазая, она не выходила у него из головы. Они ведь знали друг друга еще малышами; потом знакомство на время прервалось, и вот теперь они, уже подростки, познакомились, можно сказать, вновь.

К 16 годам Григорий твердо знал, что его жизнь и труд должны быть связаны с Православной Церковью. Если Господь сочтет его достойным, он будет служителем Церкви. Где-то еще присутствовала далекая мысль, появившаяся в детстве: уйти в монастырь, стать монахом. Этот духовный подвиг неудержимо привлекал к себе юношу. Но вот Ниночка!

Много раздумий, колебаний, да и в конце-концов, он же не знает, как она к нему относится... «Пусть все будет по Воле Твоей, Господи!».

Прошло еще несколько беспокойных лет. Революция ломает планы, намерения людей.

Девочки Пономаревы первые покинули родное гнездо. Сначала старшая - Нина, а потом и Мария. Обе вышли замуж.

В 1929 году согласно прошению и по благословению Преосвященного епископа Шадринского Валериана Григорий Пономарев становится псаломщиком, чтобы служить вместе с отцом в различных храмах Екатеринбургской епархии. Время пришло неспокойное; все время что-то менялось, поэтому их часто переводили с прихода на приход. В 1932 г. они жили в городе Невьянске Свердловской области, и оба служили в маленькой Вознесенской кладбищенской церкви, стоявшей на берегу пруда, единственной в городе.

К этому времени Алексей - старший брат Григория жил отдельно от родных. У него была своя семья, работа, жизнь. Он получил высшее техническое образование, и работал в каком-то проектном институте, пока его, сына «врага народа», не трогали.

Невьянск - тихий, спокойный, провинциальный городок, у которого есть своя достопримечательность - падающая башня. Эта башня была построена еще Демидовым на железоделательном, так тогда его называли, заводе недалеко от пруда. Очевидно, подпочвенные воды подмыли тяжелое сооружение, но оно не рухнуло, а лишь наклонилось, да и осталось таким до нынешних времен.

Духовный рост Григория шел очень быстро. В юные годы это был уже сложившийся молодой человек, имеющий свои замыслы, цели, задачи. Он много читал, стол его был заложен трудами Василия Великого, Григория Богослова, Феофана Затворника, отца Иоанна Кронштадтского. Он не только умом, но душою проник в Библию и много почерпнул из нее, осознавая именно духом святость и величие этой Богоданной Книги.

Жизнь становилась все беспокойнее. Разговоры о том, что арестовывают и ссылают духовенство подтверждались. Матушка Надежда, имея слабое здоровье, совсем сдает. Она бодрится, не подает вида, но от любящих мужа и сына этого не скрыть. Теперь она совсем слегла. Отец Александр и Григорий пламенно молятся о ее здоровьи, но внутренне готовят себя к самому плохому. Но как знать, что лучше? Возможно, Господь хочет уберечь ее от предстоящих тяжелых страданий за мужа и сына? Все происходит по Его Святой Воле.

Она успевает исповедоваться и причаститься; благословляет своего младшенького и заочно всех старших детей, и душа ее мирно отходит ко Господу.

Осиротела семья Пономаревых. Оба мужественно несут свое горе; проводят заупокойные службы и в храме, и на свежей могилке, прямо за алтарем Вознесенской церкви, над которой, как заботливые родные, склонили свои ветви две ракиты и белоствольная березка. Их трепетные листочки ласково прикасались к лицам отца Александра и Гришеньки.

«Господи! Помоги вынести тяжесть разлуки с любимым человеком. Дай нам благодать встречи в мире ином, где нет горя, скорби, страданий... ».

В стране усиливаются репрессии. Вот до них дошел слух, что забрали батюшку отца Сергия Увицкого. «Господи! Как там Ниночка?»

Вот увели о. Михаила Оранского, батюшку Иоанна Покровского...

Протоиерей Александр Пономарев после смерти жены решает уйти в монастырь. Он принимает постриг с именем Ар-далион. Монастырь не мог быть защитой от репрессий, скорее наоборот, но душа его просила уединения и близости Бога. Однако, игуменство архимандрита Арда-лиона продолжалось недолго. Монастырь разорили, разогнали насельников, и он вновь вернулся в маленький домик в Не-вьянске, где жил и служил псаломщиком его сын Григорий. Но и это ненадолго. В середине 30-х годов его арестовали, и после этого все сведения о нем оборвались. Что говорить о годах сталинских репрессий, если даже во времена «оттепели» дочь архимандрита Ардалиона Мария Александровна, приложившая много сил для выяснения судьбы отца, так ничего и не добилась?

Все духовенство России живет, как на вулкане.

Тяжелый моральный груз упал на плечи юного псаломщика. Недавно умерла самый близкий ему человек - матушка Надежда, ушел в монастырь отец - архимандрит Ардалион (ведь это тоже надо как-то осознать), а вскоре за этим последовал его арест. Он остался один. И только молитва, к которой он приучен с колыбели, и вера в Господа помогают ему не сломаться. Он трудится в храме, продолжает много читать, начинает учить иврит. На душе трудно, тяжело. Ведь он еще так молод. И вот светлый луч озаряет его одинокую тягостную жизнь. В Не-вьянск приезжают обе девочки Увицкие. Это уже взрослые, очень симпатичные девушки, такие близкие по духу.

Семью Увицких тоже разметало время. Старший -Михаил женился и жил со своей семьей. Матушка Павла Ивановна после ареста мужа постоянно находилась с младшим сыном Николаем, а девочки, будучи дочерями «врага народа», лишились работы. Не имея возможности заработать на кусок хлеба, по приглашению старосты Не-вьянского храма Татьяны Романовны, хорошо знавшей всех Увицких, и по благословению настоятеля они приехали в Невьянск и стали петь в церковном хоре, где служил псаломщиком и Григорий.

Детские и юношеские симпатии и привязанности возобновились у повзрослевших уже друзей. А 23 октября 1936 года Григорий Александрович Пономарев сочетается законным браком с девицей Ниной Сергеевной Увиц-кой. Две семьи, дружившие много лет, теперь породнились.

Октябрь стал каким-то судьбоносным месяцем для них: в октябре они поженились, в октябре - день рождения Ниночки, и через много, много лет, именно в октябре они оба отойдут ко Господу.

Вопреки горю и увеличивающимся потерям свадьба была светлой и радостной. Съехались оставшиеся родные, было столько улыбок и поздравлений. А день! Переливаясь всеми цветами золота, бронзы и пурпура, деревья при ветре осыпали их дождем из листьев. Небо, какое бывает только осенью в редкие солнечные дни октября, глубокое и голубое, почти синее, подчеркивало красоту этого блистающего дня, одного из последних перед наступлением ненастья и как-буд-то «чувствующего», что на нем лежит ответственность за завершение лета. Один день отдал всю без остатка накопленную природой за лето красоту. «Возьмите, люди! Вы заслужили все это, пусть это навеки останется в вашей памяти, как дар природной красоты - молодым!».

Молодые супруги Пономаревы поселились в маленьком домике, в котором жил еще с папой Григорий Александрович. Жизнь шла своим чередом. Молодая чета трудилась в храме. Он - псаломщик, а она - в хоре, на клиросе. Пятого сентября 1937 года у них состоялась поездка в город Сарапул, где Высокопреосвящен-нейшим архиепископом Сарапульским Алексием за Божественной Литургией в Георгиевском храме псаломщик Пономарев Григорий Александрович был рукоположен в сан диакона. Такая радость для молодой семьи. Они возблагодарили Господа за начало пути священнослужителя и осуществление мечты отца Григория.

Ниночка, его бесконечно дорогая Ниночка всегда рядом. Хотя ей немного трудновато: путь, проделанный ими; хотя и радостные, но волнения, а она вот-вот должна родить. Думали, что ей надо остаться дома, но разве она может пропустить столь большое событие в их жизни? Ничего. Господь поможет. Радость их безгранична. А 21 сентября опять страхи, волнения и радость, которая неожиданно затопила их с головой. У них родилась дочка. Он стал отцом.

Поздравления сыплются на молодую семью. Поздравления с рукоположением в дьяконский сан, поздравления с рождением малышки. Как больно, что эту радость не могут разделить с ними родители о. Григория и отец Нины протоиерей Сергий Увицкий.

Тридцатого октября, когда маленькой Леле исполнилось 40 дней, счастливые родители принесли ее в храм для Святого Крещения. И в этот же день, октябрьским вечером, молодого диакона Григория Пономарева арестовали, предъявив ему в качестве обвинения действия, означенные в 58 статье УК РСФСР. Он причислялся к категории арестантов как «служитель культа». Его увели. Куда? Вероятно в СИЗО, а потом... трудно сказать, что будет потом.

Опять в их жизни октябрь... Продолжение...

Все публикации

blog comments powered by Disqus